Почему «К звездам» – главный фильм 2019 года, и что вообще стоит за этим понятием?
В жизни каждого человека есть идеи, которые способны прогонять кровь по организму быстрее. Они интересуют и волнуют больше остальных. Любой человек всегда стремится найти это явление и посвятить ему жизнь, чтобы оно могло вдохновлять, кормить и радовать душу результатами. Мне всегда было важно, чтобы люди ходили в кино, а еще важнее, чтобы они умели в нем ориентироваться. Когда мне было 16-18 лет, я помню, как мы с ребятами прыгали в машину и ехали смотреть первый попавшийся фильм и делали это регулярно. Я помню время, когда на протяжении 3 лет мы владели и управляли крупнейшей группой о кино в России с 240 тыс подписчиков и писали всё подряд. Ты не станешь грамотным потребителем, пока не начнешь потреблять и не позволишь этому процессу накопить огромный опыт. То были годы стремительного роста. А далее наступил момент, когда ты просыпаешься и понимаешь, что отныне способен не просто говорить, а задавать направление движения. Когда ты пишешь о кино, то твое творение – это мнение, которым ты хочешь сделать жизнь людей вокруг хоть чуточку лучше. Откуда уверенность в том, что это нужно? Ты видишь, что кино сделало с тобой. Все эти замечательные люди, чувства, идеи, их глубина и масштаб, которые вместе вывели жизнь на такой уровень, на котором ты можешь ощущать себя по-настоящему счастливым. Источник этого счастья слишком безупречен, а потому ты живешь и мечтаешь, чтобы проложить к нему путь для других. И почти каждый год есть фильм, который сияет в календаре премьер ярче остальных.
«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012), «Гравитация» (2013), «Интерстеллар» (2014), «Безумный Макс: Дорога ярости» (2015), «Варкрафт» (2016) и «Дюнкерк» (2017). Что объединяет эти фильмы? Каждый из них еще до выхода в прокат мы называли главным кинособытием своего года. Сейчас, оглядываясь назад, нет сожаления ни в одном из случаев. Кто-то пробил потолок, кто-то пробил два, это предмет долгих споров и дискуссий, но ни один человек в здравом уме не станет отрицать тот факт, что каждый из этих фильмов стал для мира вокруг большим потрясением с массой полезных обществу последствий. Это было 30 июля 2018 года, когда мы впервые утвердили «К звездам» в качестве главного фильма 2019 года и с тех пор настойчиво пытаемся давать ему рекламу. Что несет в мир эта картина и чем обоснован ее столь громкий статус?
Мне всегда нравилась идея, что путь к осознанию может лежать через умение задавать себе правильные вопросы и находить в себе мужество для того, чтобы честно на них реагировать. Как часто мы наблюдаем в кинотеатрах оригинальное кино с большим бюджетом, в котором сын отправляется на Нептун в поисках отца? Как часто мы наблюдаем заявку на высокие амбиции и художественную ценность в масштабной дорогостоящей картине? Как часто мы видим, что на постоянные коммерческие провалы режиссера закрывают глаза и из любви к его исключительным работам легко выделяют прежде невиданную для кинематографиста сумму денег на новый проект, понимая риски, что он также может оказаться провальным? Как часто мы видим столь признанных и любимых во всем мире специалистов в процессе совместной работы над одной картиной? Знаете, этот список вопросов может быть очень и очень длинным. Я хочу выделить, пожалуй, самый главный вопрос: как часто в кинотеатре мы испытываем ощущение, что нас уважают? Ответы на вопросы, которые прозвучали, и ответы на вопросы, которые могли прозвучать, вместе делают одну вещь – формируют отношение. Но жизнь была бы слишком примитивной и потому скучной, если бы всё вокруг опиралось на сухой анализ фактов. В жизни есть еще один способ пробиться к истине – через ощущения. Когда ты влюблен, то ты чувствуешь источник любви и все то, что с ним происходит: в каком месте царит боль, куда устремлена фантазия, где таятся страхи, вокруг чего концентрируются надежды и мечты, как генерируется и расходуется страсть. Взгляните на его руки, загляните в глаза, уловите вибрацию голоса, манеру поведения, и вы увидите, где этот человек сейчас и куда движется. Это были два метода. Используя только один – ты подозреваешь. Используя все два – ты испытываешь уверенность. Такова была, есть и будет формула настоящего профессионализма. Того самого профессионализма, голос которого важен и необходим. Потому что только такой голос никогда не ошибется, когда встанет вопрос о принадлежности одной конкретной премьеры к статусу главного кинособытия года.
В самом важном и сложном фильме своей карьеры Джеймс Грэй строит историю о том, что такое человеческая связь и почему каждому из нас она так нужна. У нас были фильмы, которые побуждали отправиться в космос. Теперь мы получаем фильм, который объясняет что нас там реально ждет. Подсказка: всё гораздо суровее, чем нам до этого казалось. Вдохновившись знаменитым романом Джозефа Конрада «В сердце тьмы» Грэй и Итан Гросс на уровне сценария и с помощью экспертов NASA рисуют портрет реального будущего, еще на раннем этапе заявив о том, что пытаются предложить миру «самое реалистичное космическое путешествие, когда-либо показанное в кино». Брэд Питт, основатель кинокомпании Plan B, авторитет которой сложно переоценить, если посмотреть на все созданные ими шедевры (в их числе «12 лет рабства», «Древо жизни», и другие), работал с Грэем в качестве продюсера над его «Затерянным городом Z», восторг от которого подтолкнул звезду поработать с Грэем уже в качестве актера. Наличие такой поддержки тут же помогло проекту обрасти деньгами и признанными исполнителями. Основное финансовое вложение пришло от израильского миллиардера Арнона Милчена и его кинокомпании New Regency, на деньги которой, в частности, создавались такие картины, как «12 лет рабства», «Бёрдмэн» и «Выживший». Точный производственный бюджет картины составил 87,5 млн.$. В ее финансировании также участвовали Mad River Марка Бутана («Дорога») и RT Features Родриго Тейшейры («Маяк»). Ранее Джеймс Грэй снял в своей жизни 6 картин, каждая получила мировое признание, но при этом провалилась в прокате. Ближе всех к окупаемости были «Хозяева ночи», выходившие в прокат в 2007 году. Впервые говорить о своей космической истории на публике Грэй стал в 2013 году, то было интервью для IndieWire, в котором помимо рассказа о концепте картины также шла речь о влиянии дальнего космоса на устройство психики человека, упоминая, в частности, те ментальные травмы, с которыми столкнулись астронавты лунной программы США по возвращению на Землю. В августе 2017 года съемки официально стартовали с номинированным на «Оскар» оператором «Интерстеллара» Хойне ван Хойтема. На других ключевых позициях оказались обладатель премии «Оскар» звукорежиссер Марк Улано («Титаник»), художник-постановщик Кевин Томпсон («Бёрдмэн»), двукратный обладатель премии «Оскар» художник по костюмам Альберт Вольски («Дорога перемен»), и обладательница премии «Оскар» художница по декорациям Карен О'Хара («Молчание ягнят»). Монтаж картины Грэй доверил своим товарищам по великолепному «Затерянному городу Z» Ли Хагену и Джону Экселрэду. Работу над визуальными эффектами контролировали обладатель премии «Оскар» Гийом Рошерон («Жизнь Пи») и номинант на премию «Оскар» Андерс Ланглэндс («Марсианин»). В прошлом декабре стало известно, что саундтрек к картине напишет знаменитый европейский классик Макс Рихтер, музыку которого можно было слышать в таких картинах, как «Остров проклятых» Мартина Скорсезе, «Прибытие» Дени Вильнёва, «Недруги» Скотта Купера, и многих других. В 2008 году Европейская киноакадемия признала Рихтера лучшим композитором года за свою музыку к анимационному фильму «Вальс с Баширом».
Релиз «К звездам» изначально должен был состояться в январе 2019 года, затем мае, но, в конечном итоге, переехал на сентябрь. Грэй никогда не скрывал своего перфекционизма в работе, а продюсер-Питт всегда болел за то, чтобы проявлять терпение и предоставлять режиссерам необходимые время и свободу. С прицелом на сентябрь стало понятно, что мировую премьеру картины следует ожидать на кинофестивале в Венеции, и этот прогноз себя оправдал. Как и оправдал себя прогноз на то, каким образом фильм встретят – в сети уже есть множество рецензий, которые называют картину «шедевром».
Когда я думаю об этой картине, то я вижу, как она меняет мир. Факт остается фактом, что сегодня наши самые большие амбиции и необходимые для них самые высокие технологии смотрят ввысь, в космос. У нас еще не было фильма, который бы на полном серьезе пытался объяснить правила игры, в которую человечество сегодня стремительно лезет. Теперь такой фильм появился. И далеко не так важно, чтобы все мы друг с другом согласились и назвали его шедевром, потому что гораздо важнее другое – чтобы все мы эту картину посмотрели и осознали ее идеи, которые однозначно осядут в памяти и со временем внесут свои правки в наши взгляды, которые в свою очередь помогут нам избежать многих ошибок, вероятность которых в будущем слишком высока и опасна. «Космическая одиссея» Кубрика открыла двери, «Звездные войны» и «Звездный путь» заполнили пространство воображением, «Гравитация» стала крутым аттракционом, «Интерстеллар» нашел в космосе великое чувство любви и его обосновал, «Марсианин» вдохнул новую жизнь в шутки про белорусскую картошку. Что делает «К звездам»? Показывает реальность космических путешествий через 100 лет и их главного врага.
В конце я бы хотел процитировать один наш пост с переводом отрывка интервью Грэя для Vulture, который мы публиковали в апреле 2017 года: «Знаете, люди думают, что если я – режиссер, то обязательно зарабатываю кучу денег. Но реалии таковы, что у меня финансовые проблемы. Мне очень повезло в жизни с тем, что мне дают снимать то, что я хочу. Я снял, к лучшему или худшему, несколько очень бескомпромиссных фильмов. Именно таких фильмов, какие я в точности хотел снять, и это прекрасный подарок, я не жалуюсь на это. Но у меня проблемы. У меня непростые времена с оплатой счетов. Мне 48 лет, я живу в квартире и не могу позволить себе купить дом. Если бы я достиг зрелости в 1973 году, то жил бы в Бел-Эйр. Вся причина этого в том, что середины не стало. Сейчас у нас есть франшизы, и у нас есть "я снял фильм на айфон". Это экономическая система в двух словах, не так ли? Пять режиссеров снимают для Marvel, а далее идем все мы остальные, скитаемся вокруг в поисках денег на производство. И это становится самоисполняющимся пророчеством: если аудитории дают смотреть только Marvel, то тогда она хочет только Marvel, а если она хочет только Marvel, то тогда только Marvel и снимают. Но у меня даже нет никаких проблем с Marvel. Проблема не в специфике каждого фильма. Проблема в том, что это единственное кино, которое идет сегодня в мультиплексах, а когда это единственное кино, то мы имеем дело с началом смертельных мук художественной формы».
Во всех уважающих себя кинотеатрах России «К звездам» появится 26 сентября, также в формате IMAX 2D. Смотрите и любите настоящее кино, пока его еще снимают. #AdAstra #BradPitt #КЗвездам